Эти ребята – участники проекта «Вернуть будущее». Выпустившись из детских домов, они могли провести всю жизнь в интернате для взрослых, но благодаря проекту живут в специальных тренировочных квартирах и строят самостоятельное будущее.
В своей работе Наталья опирается на педагогическое образование и житейский опыт.
«Ребята же приезжают из детдома и вообще ничего не умеют. Сидят в ванне и не знают, что с шампунем и мочалкой делать. Но десять раз сказать, как надо – это бесполезно. В дело идёт то, что увидено глазами и пощупано руками»
Наталья Пехтелева
Так Наталья освоила безопасное бритьё вместе с Димой – парнем с синдромом Дауна и огромным сердцем: «Пришлось показывать на себе. Ну а как? Дима почти не говорящий. Показываешь – он вроде и смеётся, но делает!»
Диме 18 лет, но только в прошлом году он начал учиться говорить. При этом самостоятельность он проявлял ещё в стенах интерната, куда попал в далёком детстве. Тогда не было понятия инклюзии и знаний об особенностях развития ребят с таким диагнозом. Сегодня люди с синдромом Дауна успешно осваивают профессии и живут полной жизнью. А Дима, по признанию Натальи, настоящий кавалер: и руку подаст, и сумки из магазина заберёт.
Майорские погоны Наталья получила, работая в районной инспекции по делам несовершеннолетних, и отмечает, что детей почти всегда можно сохранить в семье – какие бы ни были материальные условия. И, хотя пришлось изъять немало ребят, в большинстве случаев после работы с семьёй они возвращались домой.
Сейчас в Перми возвращают себе будущее 17 юношей и девушек – многие из них уже вполне освоились в быту, занимаются в мастерских и театре, некоторые вернули себе дееспособность хотя бы частично, определились с образованием и даже работой. По словам Натальи, особую радость в её работе доставляет видеть, как они взрослеют и делают успехи – много лет этому мешали всевозможные ограничения, в том числе на проживание эмоций. Нужно уметь и управляться с гневом: «Негатив неизбежен, главное – уметь дать ему выход без всяких последствий. На ребят никогда не давлю, если они злятся. Я как Карлсон с банкой варенья: «Спокойствие. Только спокойствие!»