Как подарить шанс на жизнь совершенно незнакомому человеку, почему вообще нужно помогать другим и что из этого выходит – рассказала в интервью Анастасия Боброва, реальный донор костного мозга из Перми.
Обычно беседа начинается с хронологии событий. Но в этот день сразу хочется спросить, что бы вы обозначили как главную ценность вашего личного опыта донорства костного мозга?
– Самая главная ценность – это человеческая жизнь, хотя бы попытаться её спасти или улучшить. Не только с точки зрения физического здоровья, но и в целом. А ещё донести до всех, что мир не без добрых людей.
Как это было? Расскажете, как вы принимали решение о донации непосредственно?
– Когда я вступила в регистр в 2015 году, это было спонтанно, я не думала, что когда-либо стану реальным донором. Была мысль: от меня ведь не убудет. Но с того момента прошло целых 8 лет. И только когда я приехала в Санкт-Петербург, в клинику НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой, и встретилась с куратором-врачом, мне всё стало понятно о процедуре. В том числе почему именно ЦВК для меня станет лучшим способом донации. [Костный мозг можно взять у донора для дальнейшей пересадки либо из крови через центральный венозный катетер, либо из тазовой кости – прим. ред.]
Я, конечно, не знала, что так долго будут всё делать. Поехала в клинику на майские праздники в 2023 году и все эти дни провела там. У меня брали анализы – и четыре дня проверяли, сам забор клеток костного мозга длился ещё два дня [обычно процедура занимает 5-6 часов – прим. ред.].
Были ли у вас сомнения? Что могло повлиять на ваш выбор?
– У моих знакомых было абсолютно разное мнение о перспективах донорства. Но для меня самым главным была возможность помочь. Не условия: как добраться, где жить. Не риски и стереотипы. Я по поводу всех этих мифов не страдаю. Хотя и приходилось слышать: «Кость отдавала?», «Заберут твои органы!», «Сама заболеешь!»
Волновала ли вас перспектива встречи с вашим генетическим близнецом? Вы что-то о нём знаете?
– В мой день рождения мне сказали, что у реципиента всё хорошо, и это был настоящий подарок! О встрече можно будет говорить только в мае следующего года. Я знаю только, что это девушка 20 лет. Конечно, мне очень интересно, как получается, что не родственники так совпадают генетически. Но я пойму, если встречаться она не пожелает. Всё-таки воспоминания о том, через что пришлось пройти во время болезни, наверное, не самые приятные.
Как вы относитесь к отличительным знакам, наградам за донорство?
– Я думаю, что награждение доноров на самом деле лишь повод встретиться с такими же людьми. Награда для меня не самое важное. А вот люди – как они принимали решение, как прошли через это – да. Все же абсолютно разные! Хочется пообщаться, познакомиться. Знак – это память, мотивация для знакомых, чтобы подтолкнуть их вступить в регистр.
Вы сказали, что не все в вашем окружении разделяют ваши настроения?
– У меня родители такие же, как я, муж со мной столько лет уже и всё прекрасно понимает. Но вот ступишь за порог – там уже сложнее.
Но вы не понаслышке знакомы с благотворительностью, много лет ей отдали как профессионал, наверняка это тоже повлияло на ваш выбор?
– Опыта в этой сфере у меня довольно много, да. Когда В 2015 году я заканчивала университет, пришла работать в один из пермских благотворительных фондов помощи детям. Проработала 3,5 года до декрета, а после него в 2021 году московская компания меня наняла работать удалённо в проекте «Симбиоз добра», он посвящён поддержке в развитии ребят из детских домов. Там я проработала ещё 3 года. В итоге ушла в коммерцию менеджером. Но благотворительность с тех пор меня не отпускает. Я была и волонтёром в «Лиза Алерт», и с «Дедморозим» знакома давно, и поддерживаю вашу деятельность.
Напоследок спрошу о принципе «Передай другому». Вот у вас бегает сын тут рядом, он интересуется вашими делами? Что вы ему рассказываете об этом?
– Говорю, что есть люди, которым необходимо помогать. Так случилось. Он болеет. Почему так случилось, рассказываю. И что только я могу помочь. На подкорке это постепенно откладывается: мама такая, старается всем помочь. Я надеюсь, что он возьмёт с меня пример. Хотя в детском саду они уже собирали средства для дома престарелых. У него уже есть какое-то понимание об этом. Так что в будущем буду брать его с собой на благотворительные мероприятия.
Лекарство от рака есть в каждом из нас. Разумный и бесплатный шанс спасти жизнь ребёнка или взрослого с онкозаболеваниями крови – стать донором костного мозга. Это можно сделать двумя способами на выбор: заполнить анкету и сдать 4 мл крови в любом пункте лаборатории «МедЛабЭкспресс» либо сдать мазок из полости рта с внутренней стороны щеки. А ещё можно поддержать проект «Донорство ума», который помогает увеличить число таких доноров, а вместе с тем – и шансы на выздоровление. Чудеса верят в вас!
Автор текста: Света Гуляева
Автор фото: Галина Могиленко