Два года назад 5 выпускников детских домов-интернатов для умственно отсталых поступили в техникум. Обучение оплатили обычные пермяки, чтобы дать ребятам шанс на будущее. Он был призрачным для каждого из них без такой поддержки. После выпуска из детского дома 4 из 5 ребят попали в психоневрологические интернаты, и не имели возможности ни учиться, ни самостоятельно жить.
Теперь это может у них получиться. В июне ребятам вручили документы об образовании, а сейчас они готовятся вернуть себе юридическую самостоятельность – дееспособность. Их ждут психиатрическая экспертиза и суды. Наблюдать за ребятами в эти непростые моменты будет пермский режиссер Ольга Аверкиева. Как уже наблюдала за ними в техникуме и общежитии, на каникулах и во время практики.
Наташа, Коля, Гера и Ваня стали первыми ребятами из Пермского края, поступившими на учебу из психоневрологических интернатов. Вася побывать в таком интернате не успел, он стал студентом сразу после выпуска из детского дома для умственно отсталых. Ребята получали знания в Кунгурском техникуме-интернате в п. Садоягодное по программе профессиональной подготовки «Садовник». В этом учреждении всё рассчитано на ребят с инвалидностью – адаптированные образовательные программы, доступная среда, медицинский блок с программами реабилитации, общежитие, педагоги-кураторы.
Тем не менее, поначалу было много опасений: как ребята вольются в коллектив? Как справятся с самостоятельной жизнью в общежитии? Выдержат ли учебные нагрузки – лекции, зачеты экзамены? Ребята справились, и быстро стали любимыми студентами, главными героями праздников и соревнований.
Ребята на вручении документов о получении образования
Их успехи отмечали не только педагоги, имеющие большой опыт работы с детьми, но и руководители производственной практики – обыкновенные предприниматели. Выступая на выпускном, они говорили, что были бы готовы принять студентов на работу.
Всё это время, на протяжении практически двух лет, за ребятами наблюдали не только педагоги и волонтёры, но и режиссёр Ольга Аверкиева в команде со звукорежиссёром Ольгой Бадиной. Они готовит к выпуску документальный фильм «Садовогоядное» (так называется поселок, где учились ребята). Он будет готов после того, как ребята попробуют через суд добиться дееспособности и выйти в самостоятельную жизнь за пределы психоневрологических интернатов (ПНИ).
«Ребята поняли: камера — это их, возможно, единственный способ рассказать о себе, о несправедливости, которая их окружает. У Коли, Геры, Вани и Наташи похожие судьбы: пьющие и нищие родители, детский дом для детей с отклонениями в развитии, а затем — ПНИ. Каждому с 18 лет положена пенсия, но они ни разу не держали деньги в руках. У каждого есть паспорт, но его выдают на руки только в особых случаях. Они могут выходить на улицу в любое время, но не дальше забора, который окружает здание ПНИ. О тех, кому нужен специальный уход, в ПНИ могут и умеют заботиться, но место ли там нашим ребятам?», — рассуждает Ольга.
Опыт двух лет обучения показывает, что при небольшой поддержке волонтеров ребята могли бы жить и работать, а не содержаться в интернате за государственный счет. Получится ли у них наладить самостоятельную жизнь, станет ясно в ближайшие месяцы. Сейчас они готовятся к психиатрической экспертизе и судебным заседаниям — такова стандартная процедура восстановления дееспособности.
Возможно, по их пути пойдут и другие клиенты психоневрологических интернатов и выпускники детских домов-интернатов, способные к самостоятельному проживанию. Уже известно, что в этом году студентами техникума в Садоягодном станут выпускники Осинского детского дома-интерната и молодые люди из нескольких ПНИ региона.