В Осинском детском доме-интернате прошёл семинар «Создание семейного окружения», посвящённый изменениям в социальном окружении воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. Его провела Лариса Капустянская — координатор проекта «Детский дом — «Как дома», методист детского дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии №4 (Санкт-Петербург). Эксперт делилась опытом реализации проекта «Как дома» в своём учреждении, рассказывала о методике и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться на всём периоде работы по проекту.
Пять лет назад в доме-интернате, где Лариса и её коллеги реализуют проект «Как дома», было 550 детей, в группах — по 12 человек, располагавшихся в одной палате, а персонал видел своей главной задачей поддержание жизнедеятельности детей, но не их социализацию, развитие или уменьшение тревожности. Конечно, все эти условия не имели ничего общего с домашней обстановкой или семейным окружением и совершенно не способствовали реабилитации детей в ДДИ. На протяжении уже пяти лет Лариса Владимировна и её команда работают над исправлением структуры работы учреждения и персонала, в результате чего Лариса Капустянская стала одним из ключевых экспертов в России по созданию «семейного» окружения в ДДИ.
Работа по созданию «семейного» окружения в детских дома-интернатах для умственно отсталых детей может показаться простой только на первый взгляд. Тем более, есть вещи, которые кажутся обывателю очевидными, когда речь идёт о ребёнке, живущем в семье. Например, что у каждого ребёнка есть своя личная одежда и другие вещи, что ребёнка называют по имени, а не фамилии, что в ванной комнате есть игрушки и пена для ванн, а полотенце — твоё, личное — висит рядом с умывальником, а не в комнате через длинный коридор. На деле оказывается не вполне так, и именно эти мелочи в силах исправить люди, работающие непосредственно с детьми.
На семинаре для сотрудников Осинского дома-интерната были представлены лучшие модели «семейных» групп и примеры создания «семейного» социального окружения для детей, воспитывающихся в ДДИ, эффективные механизмы реализации Постановления Правительства №481, а также технологии сопровождения детей, включая детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, и подходы к поддержке персонала «семейных» групп.
Трёхдневный семинар включал в себя не только лекции, но и практическую работу. В неё включились самые заинтересованные сотрудники. Они делились проблемами, которые, на их взгляд, сейчас мешают созданию «семейного» окружения в детском доме, и наоборот, выявляли плюсы.
Семинар «Создание семейного окружения» организован при поддержке Фонда Президентских грантов в рамках проекта «Вернуть будущее».