22 декабря
Александра Фадеева, координатор
«— Вглядись в самую длинную ночь года, — Дима указал на черноту за окнами и неясные очертания редких домов богом забытой деревни. У неё смешное название: Кукеты или Кукята. Навигаторы её не знают, я дорогу тоже не покажу, потому что это была далеко не первая точка нашего маршрута.
Мы ездили вручать подарки ребятам, которые под Новый год остались без попечения родителей. Это случается с ними по разным причинам: кто-то с детства мотается по учреждениям и в глаза не видел своих родственников, кого-то забрали из семьи на время праздников, чтобы оградить от антисоциального образа жизни, который ведут взрослые в это время года. Так или иначе каждый декабрь детские приюты пополняются десятками таких ребят.
Они не дети в полном смысле слова, они чертовски взрослые, неважно, им 15 или 5, они смотрят на мир и на нас как взрослые, с лёгким безразличием. Они пишут письма Деду Морозу. Верят в него? Не знаю. Но ждут чудес. И чудеса случаются.
Тысячи пермяков читают их письма и исполняют заветные желания: велосипеды, радиоуправляемые вертолеты, гигантские плюшевые медведи, музыкальные колонки, смешные пижамы, гитары, лыжи — всё это несут в красивых упаковках с яркими бантами в пункт сбора, а координаторы потом развозят эти чудеса по учреждениям, раскиданным по разным концам края, и вручают ребятам, торжественно доставая из больших красных дедморозовских мешков.
С момента, как ребёнок написал письмо, проходит не больше месяца, но за это время многих детей успевают перевести из учреждения в учреждение, в приемные семьи, в СВГ (семейно-воспитательные группы) или, бывает и такое, родители забирают их домой. Задача координаторов — найти каждого ребёнка и вручить ему исполненное желание.
Так мы с Димой и оказались тёмной ночью в Кукетах, до этого побывав на празднике в приюте Ярино, потом в СВГ в Лебёдке, проехав через Феоклистята, Бородули и массу других чуднЫх деревушек.
Шестнадцатилетний мальчишка, сонно мигая, удивлённо поглядел на большого белого медведя в Диминых руках и робко улыбнулся — он просил подарок не для себя, а для своей девушки.
— Будь настоящим мужиком! — Дима пожал мальчишескую руку, я отметила в координационном листе галочкой последний выполненный пункт, и мы вышли обратно в ночь. Пока Дима искал на карте ближайший возможный выезд на трассу, я размышляла, что по ощущениям самый короткий день года — 22 декабря — оказался невероятно длинным. А ночь, задуманная самой длинной, окажется слишком короткой, потому что пока мы доберёмся до дома, времени на сон останется ничтожно мало.
— Вглядись в самую длинную ночь года, — Дима указал на черноту за окнами. — Вот она, в Кукетах. Я улыбнулась. То ли из-за названия деревни, то ли потому что в его коротких репликах — какое-то мощное жизнелюбие, и благодаря им мне удавалось улыбаться в этот день даже в самые невесёлые моменты.
В память врезался один — разговор с Коростой Николаевной, мамой Ромы и Вари. Имя у неё, конечно, другое, красивое, но только имя. Роме семь лет, пока он был в приюте, попросил у Деда Мороза вертолёт, а его пятилетняя сестрёнка — большую куклу. Потом их увезли домой к маме. Не всем так везёт под Новый год. В телефонном разговоре Короста Николаевна согласилась, чтобы мы приехали к ней домой и поздравили ребят. Но в тот день отношения с Ромой у неё не заладились, она решила, что сын неуправляемый, поэтому нечего развращать его «халявой». Она сказала ему, что Дед Мороз приезжал, но, узнав об отвратительном Ромином поведении, отказался его поздравлять.
Я не знаю, что такое управляемые дети и не хочу знать. В детстве я каждое лето проводила у бабушки в деревне, возвращалась в город диковатой, и когда родители мягко намекали мне на это, дерзко заявляла в ответ, что отвыкла от них. Чего Короста Николаевна ждала от Ромы, который провел часть жизни вдалеке от неё, на отшибе мира, в компании таких же недолюбленных взрослых детей?
Ромин вертолёт отправился к другому мальчишке, который не писал письма Деду Морозу вместе с другими приютскими ребятами, потому что в тот момент ещё не был в приюте. Возможно, его привезли туда, пока мы были где-то между Бородулями и Кукетами, и он, как и я, надолго запомнит эту самую длинную ночь года с гигантской жёлтой луной.
— Видела его лицо? — Дима вырулил на трассу. — Он это письмо Деду Морозу писал в прошлой жизни, когда был в приюте, после этого столько всего произошло, он уехал в свои Кукеты… Спал, никого не трогал, а тут заявляются к нему с этим медведем. Если в такой момент сказать что-нибудь классное, пусть банальное, это может здорово запомниться. И в какой-то решающий момент, когда ему придется делать выбор, этот момент может сыграть свою роль.
Я верю Диме. Я вообще верю в чудеса, особенно в «Дедморозим», иначе как бы я оказалась в Кукетах в самую волшебную ночь года».
Большое детское спасибо!
Полный фотоотчёт о вручении желаний не публикуется в открытом доступе в связи с политикой конфиденциальности учреждения. Если вы стали Дедом Морозом или Снегурочкой для ребёнка, узнайте о судьбе подарка по телефону горячей линии +7 (342) 270-08-70.