В сентябре специалисты Осинского и Рудничного детских домов-интернатов стали участниками очередного блока программы подготовки тренеров. В этот раз тренеры работали прямо «в поле» – на территории Осинского ДДИ. Обучение уже второй раз проходило в необычном формате: тренеры не только учились, но и оценивали результаты работы друг друга. Обратная связь от коллег из другого учреждения оказалась важной для оценки результатов и построения планов на будущую работу.
Большое обучение тренеров длится второй год в рамках проекта «Вернуть будущее» фонда «Дедморозим». Такими тренерами стали сами сотрудники Осинского и Рудничного ДДИ, которые учатся создавать семейное окружение в учреждении, организуют, проводят занятия для своих сотрудников, а затем наблюдают за использованием новых знаний на рабочем месте и дают обратную связь. Этот процесс консультирования на рабочем месте называется супервизией, он обеспечивает профессиональный рост сотрудников и значительное улучшение качества их работы с детьми. Под руководством федеральных экспертов в детских домах для сирот с инвалидностью происходят кардинальные изменения.
На обучении тренеры из Осы и Рудничного поделились результатами, которые уже достигнуты благодаря работе по созданию семейного окружения. Уже сейчас дети из отделения «Милосердия», в котором находятся воспитанники с тяжёлыми заболеваниями, научились устанавливать зрительный контакт со взрослыми, меньше плачут, улыбаются и смеются, адекватно реагируют на прикосновения. Дети, которые раньше только лежали в кровати, начинают двигаться доступными способами, играть – потому что у них появилось оборудованное и безопасное игровое пространство.
«Мы всегда просим снимать на видео процедуры заботы, например, кормление, сборы на прогулку, подготовку ко сну – то, что ребёнок переживает многократно в течение дня и недели, а также свободную игру ребенка в присутствии и с помощью взрослого. Мы видим стремительную динамику: поведение сотрудников после обучения и поддержки новых ценностей становится осознанным, уважительным по отношению к ребенку, прикосновения перестают быть резкими, переходят в плавные и бережные. Взрослые ждут отклика ребёнка, поддерживают его самостоятельную активность. В условиях такого общения со взрослыми, конечно, меняются дети: они начинают лучше общаться, более чётко показывать свои потребности. Для детей это новый опыт – их мнение и реакцию хотят услышать и ждут. Улучшается развитие даже самых сложных ребят. Несомненно, такая динамика демонстрирует улучшение качества жизни».
«Важно, чтобы в учреждении ребёнок чувствовал себя как дома. Взрослый должен разговаривать с любым ребёнком, даже если у него тяжёлое заболевание. Важна каждая деталь: как педагоги кормят, переодевают и моют детей, как играют и общаются. Например, нельзя резко брать ребёнка на руки и куда-то нести – это создаёт стрессовую ситуацию, напряжение, что отражается на состоянии ребёнка сейчас и в будущем. Педагог или медицинский работник всегда должен объяснять, что будет происходить с ребёнком прямо сейчас».
За время работы в учреждениях произошли значительные изменения: созданы развивающие пространства, в которых дети могут заниматься, двигаться и играть, а значит, меньше времени проводить сидя или лёжа, постепенно формируется домашняя обстановка, уменьшилось количество детей в группах, реализуется идея близкого взрослого, который даёт ребёнку заботу и ощущение безопасности.
В феврале 2020 года планируется заключительный блок обучения, где тренеры поделятся достигнутыми результатам и подведут предварительные итоги по созданию семейного окружения в детских домах-интернатах.
За время обучения это уже шестой блок семинаров программы подготовки тренеров. Изначально инициатива была поддержана Фондом президентских грантов. Но даже после окончания гранта обучение специалистов не закончилось. Сентябрьский семинар в Осинском ДДИ был уже третьим обучением, которое состоялось благодаря поддержке неравнодушных пермяков.
Большое детское спасибо, что возвращаете будущее детям-сиротам с инвалидностью!