Главная Новости Вкус жизни, или как детей заново научили кушать

Вкус жизни, или как детей заново научили кушать

Вкус жизни, или как детей заново научили кушать
14.10.2019

Если ребёнок не научится кушать сам — глотать, жевать, сосать — то не начнёт говорить. Тогда он перестанет развиваться и окажется круглосуточно лежащим в кровати. А окружающие будут думать, что он ничего не понимает и что ему ничего не нужно. В российской системе домов-интернатов для детей с инвалидностью тысячи таких ребят годами лежат в специальных отделениях милосердия. Если они доживают до 18 лет, то попадают во взрослые психоневрологические учреждения, где редко выживают больше года. Фонд «Дедморозим» пытается вернуть этим детям будущее.

В блоке милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей посёлка Рудничный, что находится под Кизелом, живут 80 детей. У них обычно целый набор проблем со здоровьем: нарушения двигательной активности, эпилепсия, гидроцефалия, синдром Дауна, тяжёлые поражения нервной системы. Все эти дети кажутся маленькими, однако, если посмотреть на таблички у кроватей (там написано имя, дата рождения, что ребёнок любит), то можно увидеть 15-летних и даже 18-летних детей. Этих ребятишек принято считать безнадёжными. В российской системе детских домов-интернатов (ДДИ) они всю жизнь лежат в кроватках и получают пищу через зонд. Однако в Рудничном коллектив интерната, врачи и медсёстры при поддержке проекта «Вернуть будущее» фонда «Дедморозим» постепенно возвращают этим детям жизнь – и вкус этой жизни.

Надежда Ли, координатор проекта «Вернуть будущее»

«К моему стыду, потенциал детей блока милосердия не был для меня темой для размышления. Раньше, когда мы навещали этот блок, мы обращали внимание на чистоту комнат, на их запах, на размещение кроваток. Казалось – вокруг цветные стены, мягкие бортики, кровати стоят не тесно, и всё у детей классно! Для нас была важна внешняя комфортность существования ребят».

Надежда Ли, координатор проекта «Вернуть будущее»

В 2017 году фонд «Дедморозим», в рамках проекта «Вернуть будущее», запустил систему диагностики детей в домах-интернатах по стандартам Всемирной организации здравоохранения. Было организовано системное обучение работников учреждений, в том числе Рудничного, куда приехала команда специалистов – учитель ЛФК, логопед-афазиолог и психолог. При первом посещении специалисты осмотрели детей, и выяснилось, что часть из них способны глотать пищу с ложки. Таких сразу перевели на физиологическое питание. Один мальчик сразу во время кормления начал отвечать короткими реакциями, похожими на слова — хотя числился как не говорящий.

«Кормление через зонд – это нефизиологическое питание, – объясняет Нина Надеина, логопед-афазиолог. – Оно даёт силы, чтобы жить, но даёт откат в развитии детей. Без правильного формирования процесса еды – глотания, жевания, сосания — у детей не может появиться речь: все эти рефлексы формируют предпосылки к началу говорения. За рефлексы отвечает головной мозг, и когда он не получает определённых импульсов, то он отключает от работы зоны, ответственные за обработку пищи. У интернатных детей часто пропускают тот период, когда ребёнок мог сам научиться глотать: он мог болеть, мог поздно поступить в учреждение, да и внимания таким детям оказывают обычно крайне мало – а вы представьте, сколько времени обычно тратит мама, чтобы научить есть даже здорового ребёнка! Поэтому часто этот процесс не формируется у таких деток даже при сохранных зонах мозга, ответственных за рефлексы питания. Нужно понимать также, что процесс еды – это процесс социальный. Ребёнок, который ест пищу в компании, видит других детей, видит взрослых, и они появляются в его картине мира, даже если он сам ложку ещё не держит».

Принципы педагогики Эммы Пиклер:

• Полное внимание к ребёнку при взаимодействии с ним.

• Вместе с ребёнком, а не вместо него.

• Нахождение на одном уровне с ребёнком, чтобы он видел твоё лицо.

• Объяснение всех своих действий, и особенно действий, производимых с ребёнком.

Когда детей стали переводить с зондового питания на кормление с ложечки, стало ясно, что это невозможно без изменения взаимодействия с детьми. Поэтому в то же время в Рудничный пригласили специалиста по педагогике и стали внедрять систему заботы с уважением Эммы Пиклер. Эти процессы вместе дали быстрый и видимый результат: в ДДИ понизилась смертность, дети стали развиваться и даже играть друг с другом.

Надежда Ли, координатор проекта «Вернуть будущее»

«Для меня было потрясением, что когда к детям начинают относиться по-другому – кормить не торопясь, разговаривать с ними, находиться с ними на одном уровне, пояснять свои действия – то их состояние улучшается без дополнительных медикаментов. Та педагогика, которую мы внедряем – это обычное мамино взаимодействие с ребёнком, просто растянутое во времени. Этим правилам взаимодействия должны следовать все сотрудники: и воспитатель, и педагог, и нянечки, и банщицы, и медики. Если один будет делать всё правильно, а другие будут быстрыми дёргаными движениями производить манипуляции, то психике ребёнка будет ещё хуже».

Надежда Ли, координатор проекта «Вернуть будущее»

Проблема развития детей блока милосердия – это не особенность их психики и заболеваний, а системная проблема психоневрологических интернатов. Сотрудников недостаточно для того, чтобы оказывать уход в той мере, в которой это необходимо: невозможно за 15 минут покормить 15 человек. Это требует и временных, и денежных, и моральных затрат. По сути, работник такого учреждения должен выполнять функции очень терпеливой, спокойной и уравновешенной мамы. Если бы работа, подобная той, что проводится сейчас в Рудничном, производилась сразу же и во всех учреждениях страны, то детские интернаты бы выпускали гораздо больше людей, которые могут позаботиться о себе сами – и могут жить той жизнью, на которую они изначально способны.

«Блок милосердия четыре года назад – это дети на постоянном постельном режиме, – рассказывает Вера Степанова, замдиректора по воспитательно-социальной работе. – Блок милосердия сейчас – это вертикализация, высаживание и кормление детей, общение с ними. Отношение коллектива к ребятишкам несомненно изменилось, хотя было бы самонадеянно утверждать, что мы донесли абсолютно до всех, что и зачем мы делаем и меняем. Вначале было огромное недоверие: всему персоналу казалось, что с детьми блока милосердия водиться не имеет никакого смысла. К тому же, это изрядное увеличение нагрузки, что не могло быть скомпенсировано увеличением зарплат. Потом они увидели, как наши действия приводят к видимым результатам, как дети постепенно развиваются, и сейчас занимаются нашими воспитанниками чуть ли не со спортивным азартом. Хотя перестроить коллектив было непросто. Замечания, разумеется, не работали: невозможно говорить о заботе с уважением и в то же время ругать сотрудников за оплошность в том, что для них ещё ново и незнакомо. Я старалась делать с коллективом всё вместе, сама показывала и рассказывала, как правильно себя вести с детьми, с которой точки зрения нужно их воспринимать… Сложнее приходилось, как ни странно, молодым сотрудникам: они ещё искренне верили в то, что как их учили до этого – истинно и верно. Старшие больше готовы были прислушаться и нарушить свою обычную не самую весёлую рутину».

Работа с детьми блока милосердия – это системный процесс, который невозможен без специалистов, работающих с пациентами постоянно. В 2018 году в Рудничном появилась ставка дефектолога, и на это место пришла Елена Столбова – медсестра, дефектолог, которая сразу же включилась в работу учреждения и стала сердцем всех изменений, происходящих в интернате.

«Не буду скрывать, вначале мне было тяжело: всё по-новому, персонал, дети, да и сама обстановка. – делится Елена Столбова, дефектолог. – Необходимо было выстроить отношения не только с детьми, но и с коллективом, так как именно они могли помочь мне познакомиться с ребятами и изучить их. Считаю, что нам удалось выстроить отношения, за что им огромное спасибо, всех своих помощниц я уважаю и думаю, что это взаимно.

Ежедневно я занимаюсь воспитанием и развитием детей. Обязательное условие моей работы – учитывать настроение и здоровье ребёнка. Наше утро начинается с улыбчивого приветствия, общения, обсуждения нашего дня, чем будем заниматься. За время моей работы дети научились показывать эмоции, стали проявлять интерес к игрушкам. Они узнают меня и встречают улыбкой, с желанием идут на контакт со мной. Наблюдая за детьми, всегда искренне радуюсь их новым достижениям: как они стараются взять игрушку, совершают какие-то новые движения, пытаются произнести звук и тем самым что-то мне сказать… Все эти положительные моменты и результаты дают мне силы и уверенность, что я иду правильным путем».

За прошедшие полгода в Рудничном появилась и комната для прогулок, построили игровую. Как выяснилось, при помещении в игровую обстановку дети даже с такими проблемами здоровья неизбежно начинают играть: пытаются ползать, общаться друг с другом. Им очень нравятся световые игрушки, мячи, цветные картинки – и больше всего им нравится перемещаться. Вернее, они не могут этого не делать – когда их помещают в обстановку, способствующую движению и игре.

«В сравнении с декабрём я вижу разительные изменения, – рассказывает Нина Надеина, афазиолог. – Блок милосердия вообще – это особый блок, и по нему особенно видны перемены. Персонал по-другому относится к детям: люди сознательно перешли к системе воспитания детей от системы ухода за ними. Если в декабре 30 человек получали пищу через зонд, то сейчас их 11, и сейчас мы выявили детей, которым показаны процедуры тренировочных кормлений. Я бы расценила динамику блока от 0 до 100 баллов: ребёнок был зондовый, и за полгода он начал сглатывать и взял ложку! С теми, что едят ложкой, персонал правильно взаимодействует: правильно высаживает, кормит с речевым сопровождением. Но, к сожалению, трое детей останутся на зондовом питании: им показана гастростома, которая поддержит белковый баланс и позволит избежать нутритивной недостаточности». 

Это всё простые вещи – кушать, гулять, общаться, играть. То же, что нужно для развития обычному ребёнку. А особенным детям из домов-интернатов – нужно особенно. Потому что вся их жизнь может зависеть даже от такой мелочи, как научиться брать в руки ложку и кушать самим. Изменить прошлое этих ребят не может никто. Но вместе мы можем вернуть им будущее. Это становится возможно благодаря людям и предприятиям, помогающим проекту «Вернуть будущее» — в 2019 году его партнером стал «Метафракс» по инициативе бенефициарного владельца компании Сейфеддина Рустамова. Компания покрывает часть расходов на проведение выездных консультаций, покупку средств реабилитации, а её сотрудники делятся своим душевным теплом – они стали волонтёрами в детском доме и стараются бывать у ребят с полезными творческими мероприятиями.

Поделиться чудом
Поделитесь этой историей в социальных сетях
Комментарии

Оставить комментарий:

Отчёты в делах
Парма Дэнс, ребята и родители в одной команде с чудесами ✨ Парма Дэнс, ребята и родители в одной команде с чудесами ✨
05.03.2024
Неравнодушные пермяки и организаторы благотворительного вокально-хореографического фестиваля «Птица счастья» в доме народного творчества «Губерния» собрали необходимую сумму для Савелия. Мальчик...
Забраться на Эльбрус в инвалидной коляске — возможно с вашей поддержкой Забраться на Эльбрус в инвалидной коляске — возможно с вашей поддержкой
26.02.2024
Егор и его папа Женя побывали в Калининграде, Санкт-Петербурге, на Кавказе. А прошлым летом покорили Эльбрус. Несмотря на тяжелое заболевание...
Отчёт о чудесах за январь Отчёт о чудесах за январь
23.02.2024
Читать отчёты бывает скучно. Если, конечно, они не о чудесах! Благодаря вам в  январе в «Дедморозим» поступили 9 487 127...
Благодаря вам Марк стал на шаг ближе к разгадке своего здоровья Благодаря вам Марк стал на шаг ближе к разгадке своего здоровья
20.02.2024
Благодаря неравнодушным людям Марк уже сдал генетический анализ и сейчас в ожидании результатов. А значит совсем скоро врачи смогут назначить...
«Дедморозим» — это вы
Подписаться на рассылку
Стать волонтёром
Заполнить анкету
Стать партнером
Подробнее
Сделать пожертвование
Оплатить чудо