Проект «В домике» фонда «Дедморозим» направлен на профилактику социального сиротства. Команда проекта помогает родителям, которые оказались в трудной ситуации, справиться с проблемами, и спасает малышей от попадания в детские дома. Эта работа невозможна без тесного сотрудничества со специалистами роддомов и женских консультаций. Мы поговорили с ними о их работе, о трудностях, с которыми сталкиваются молодые мамы, и как вместе с проектом «В домике» мы можем сохранить детей в семьях.
Татьяна Ивановна Балуева, заведующая неонатологическим отделением городской клинической больницы имени Гринберга: «Женщинам нужно выговориться, их переживаниями не интересуется подчас совершенно никто».
«Наша работа с отказами от новорождённых детей началась давно, ещё до того, как за эту тему взялся фонд «Дедморозим». Однажды у нас родила женщина, у неё появился ребёнок с серьёзными нарушениями здоровья. Как специалист с большим стажем, видевшая много случаев, я практически была уверена, что она не оставит этого ребёнка в семье. Однако она оказалась ответственным, добрым и любящим детей человеком. Несколько лет спустя эта женщина пришла к нам в роддом снова и сказала, что хотела бы помогать мамам, которые столкнулись с той же проблемой, как и у неё. Так мы постепенно начали сотрудничать, и никто из нас совершенно не удивился, когда мы встретили эту женщину снова уже как специалиста проекта «В домике». Дальше было несколько циклов обучения по профилактике отказов от команды проекта, заключение договора с фондом «Дедморозим» и полезное людям сотрудничество.
Наш день в больнице начинается с утренней планёрки, где коллеги сообщают мне обо всём, что происходит с нашими пациентками — в том числе, и о возможных или проговорённых отказах. Как только женщина высказывает хоть какое-то сомнение в том, что она оставит ребёнка, или же мы видим, что она в трудной жизненной ситуации, или же она говорит о ней сама («мне некуда идти», «я живу в садовом товариществе без отопления») — мы звоним на горячую линию проекта «В домике». Специалисты фонда приезжают мгновенно — в течение суток, чаще всего в течение ближайших 12 часов. Они разговаривают с мамами порой по часу, по два, по три… Женщинам просто нужно выговориться, рассказать о себе: их состоянием, их переживаниями не интересуется подчас совершенно никто.
Потом специалисты приходят столько раз, сколько нужно. Они помогают не только с точки зрения душевного состояния женщины, но ещё передают продукты, вещи, средства гигиены, поддерживают в решении бытовых проблем, помогают с юридической стороны. Допустим, одна роженица оказалась у нас только со справкой о рождении, свидетельства и паспорта у неё не было совсем. Проект «В домике» помог восстановить документы.
К сотрудничеству с проектом подключился весь наш роддом. У сестры-хозяйки есть добротный запас детских игрушек, комбинезонов, распашонок. Сейчас к нам присоединилась ещё некоммерческая организация «48 петелек».
Почему-то складывается так, что отказы идут кучно — то нет ни одного долгие месяцы, то сразу много. Я давно работаю, поэтому могу наблюдать изменения в этой печальной теме, и эти изменения скорее радостные. Если в 1983-84 годах я видела жуткие цифры по 12–15 отказов в год в роддоме, где работала, то сейчас за 12 месяцев может быть один или два отказа. За прошедший 2021 год специалисты фонда приезжали к нам раз шесть или семь — и практически всегда беседы заканчивались успешно. Разумеется, мы в курсе дальнейшей судьбы наших бывших подопечных — координатор проекта Татьяна Добрынина приезжает к нам и рассказывает нам о них.
Мне кажется, есть два типа женщин, которые отказываются от новорождённых детей. Первый тип — это совсем не ресурсные, деградирующие женщины; раньше это были алкоголички, сейчас их практически не стало, и проблема скорее лежит в области наркомании и проституции. Но вообще эта категория очень малочисленна. Большинство отказов поступает от женщин в трудной жизненной ситуации. Например, частая история — молодая девушка, студентка, приехала из деревни, забеременела от временно любимого мужчины, тот исчез. Жить ей негде, из общежития выгонят, домой ехать боится, потому что вся деревня узнает и будет судачить. Такие мамы на самом деле очень ресурсные, многое могут дать своим детям, и наша задача — поддержать их, рассказать, что ситуация не так плачевна, как кажется.
Я знаю, что многие родильные дома не связываются с темой профилактики отказов: женщина написала отказ, больница сообщила в органы опеки, ребёнка направили дальше — и всё, никаких тебе забот. А иначе — поговори с человеком, позвони на горячую линию, снова поговори с мамой, покажи ребёнка, унеси его, снова принеси, потом опять поговори… Но нам это нравится. Мне лично это кажется очень правильным. Даже когда речь идёт о какой-то крупной несовместимой с жизнью патологии у младенца — всё равно лучше, если он уйдёт в мир иной в своей семье. Это важно и для матери этого ребёнка, как ни крути».
Яна Витальевна Плешкова, специалист по социальной работе женской консультации городской клинической поликлиники №5: «Уже три года как у нас нет ни одного отказа: со всеми, кто проговаривает такую возможность, мы работаем — видимо, успешно»
«Многие даже не знают, что такая должность бывает — однако моя работа очень важна. Моя задача — помочь женщине в сложной жизненной ситуации. Например, если она не уверена, что сможет воспитать ребёнка и высказывает эту неуверенность. Или желает сделать аборт только потому, что считает, что самостоятельно вырастить ребёнка не сможет, что у неё нет поддержки. Таким женщинам я предлагаю помощь, рассказываю о социальных пособиях, помогаю им связываться с благотворительными фондами.
Женщина попадает в женской консультации к доктору, тот заполняет социальный паспорт. Если появляются критерии, по которым её нужно отправить ко мне, или же если она сама высказывает, что ей необходима помощь социального работника, то мы назначаем с ней встречу. Все в моих консультациях знают, что я по образованию психолог, и подчас я работаю просто слушателем. Я очень надеюсь, что однажды в женских консультациях появится вакансия психолога — на мой взгляд, она просто жизненно необходима. Зачастую женщинам нужно просто прийти в спокойное состояние, получить поддержку и заботу. Когда я провожу лекции по пособиям и льготам, которые положены беременным, то женщины стоят потом в очереди, чтобы пообщаться со мной лично.
Мы сотрудничаем с «Дедморозим» более пяти лет. Если я слышу или чувствую риск отказа, то я звоню на телефон горячей линии проекта «В домике», потом говорю с женщиной, чтобы получить согласие на разговор со специалистами проекта. Надо сказать, что по большей части женщины хотят, чтобы им помогли.
Многие женщины не в курсе тех вариантов предохранения, что предлагает современная медицина. А самая частая проговариваемая причина отказов от малышей — это, как ни странно, ипотека. Ребёнок и так не самое дешёвое мероприятие в этой жизни, а тут ещё нужно практически всю зарплату отдавать за квартиру.
Помню достаточно давний случай, когда я только начала работать. Ко мне практически единомоментно пришли пять несовершеннолетних девочек-сирот. Кажется совпадением, но это закономерность — на «моей» территории есть общежитие, куда селят всех сирот из одного колледжа, и тут у них наступает свобода, любовь и, как следствие, беременность, которая случается как гром среди ясного неба. Понятное дело, что это недоработка других служб, но с её результатом приходится сталкиваться нам. У одной девушки была ситуация совсем критическая — она была из приёмной семьи, где забеременела от сына приёмной матери. Семья её прогнала, мы смогли зарегистрировать девушку в социальном приюте, заведующая приютом смогла «выбить» ей квартиру, куда девушка с новорождённым уехала — но через два года она всё-таки отказалась от этого ребёнка. Думаю, что если бы в этой ситуации с ней работали специалисты проекта «В домике», история была бы совсем иной. Уже три года как у нас нет ни одного отказа: со всеми, кто проговаривает такую возможность, мы работаем и, видимо, работаем успешно».
Команда проекта «В домике» помогает детям не потерять своих родителей и не попасть в детдом. Проект реализуется с использованием гранта благотворительного фонда «Абсолют помощь». Вы тоже можете помочь, отправив посильное пожертвование. Ещё один способ поддержать подопечных проекта — передать средства гигиены, детское питание или вещи для новорождённых. Полный список актуальных потребностей для подопечных «В домике» по ссылке.
Текст: Татьяна Шкляева