Своей историей делится Малика Соколова, психолог Службы сохранения семей «Дедморозим».
80% подопечных детских домов — социальные сироты, то есть имеют живых родителей, которые по разным причинам не воспитывают их сами. Более 40% детей попадают в учреждения из семей, где злоупотребляли алкоголем. На самом деле таким семьям можно и нужно помогать. Об этом и рассказывает Малика Соколова:
«В домике» — это проект, который занимается профилактикой социального сиротства. В нем работают психологи, координаторы помощи семьям, юристы. Они приходят на помощь, когда есть риск, что семью лишат родительских прав, или когда мамы задумываются об отказе от малыша в роддоме. Работа специалистов направлена на то, чтобы помочь семьям разрешить трудности и сохранить детей в семьях. Одна из категорий семей, с которыми работает команда проекта, — это семьи с алкогольными зависимостями. Эта тема наполнена большим количеством стереотипов.
Алкогольная зависимость — это не порок, а болезнь, которая может привести к трудной жизненной ситуации. В такой момент человеку нужна поддержка — человеческая и профессиональная. Я сама пришла к этому пониманию не сразу, мне тоже пришлось преодолеть многие предрассудки.
Сейчас я сопровождаю семьи, которые могут быть связаны друг с другом родственной или дружеской связью. Среда — один из факторов зависимости. Все-таки чаще алкоголь употребляют за компанию, и выйти из этой компании — уже серьезный шаг. Так, Тамара (имя изменено) поехала на отдых с детьми в хорошо известной компании, сорвалась… И вот уже пришло страшное осознание: дети изъяты, да еще и в чужом городе. Страшное не в последнюю очередь потому, что детей четверо, все они маленькие, и один из них с тяжелым заболеванием. Вернувшись домой, Тамара нашла в себе силы обратиться за помощью. Психологическое консультирование привело к пониманию необходимости лечиться и к дальнейшей договоренности с субъектами защиты детства, что она сможет забрать детей при условии длительного лечения в реабилитационном центре.
Перед Новым 2023 годом у нас все получилось, Тамара забрала детей и вместе с ними уехала на год в реабилитационный центр в соседний регион. К сожалению, у нас в крае пока нет центров, где родители могут проживать совместно с детьми, находясь на лечении от зависимости. Сейчас вся семья живет там, я лично сопровождала их до места. Работа ведется комплексная: терапия касается не только мамы, но и детей, с ними тоже проводятся занятия. Хотя ребята при этом ведут обычный образ жизни по возрасту: посещают детский сад и школу.
Почему так важно длительное лечение? Потому что время требуется не только на физическое отвыкание — необходимо вырваться из окружения, формирующего привычку. Реабилитация — психологическая и социальная — не дает 100%-ной гарантии избавления от зависимости, но точно увеличивает шансы начать с чистого листа.
Людмила (имя изменено):
— Меня обратиться за поддержкой в «Дедморозим» надоумила родственница. Ей очень помогли, и я стала общаться с Маликой. С самого начала возникло доверие, не было никакого осуждения, хотя я сама прекрасно понимаю, что вина лежит на мне. Здесь мне помогли понять, что произошло, и как я могу вернуть детей, их у меня двое. Ребята не маленькие, но для них это большой стресс. Конечно, мы должны быть вместе, и сейчас я держусь, не срываюсь, собираю документы в суд, чтобы добиться воссоединения. Огромное спасибо личное Малике и фонду!
Со второй семьей сложнее, дети находятся в другом городе, а женщина еще в стадии осознания проблемы зависимости, правда, ребят регулярно навещает. У нее происходят срывы, но сейчас она уже более или менее контролирует процесс. Она вступила в наше местное общество анонимных алкоголиков, которое работает по программе реабилитации “12 шагов”, и рассчитывает справиться самостоятельно. Кстати, обе женщины из семей, в которых старшие родственники регулярно употребляли или продолжают употреблять спиртное.
Говоря о технологиях работы с родителями, имеющими зависимость от алкоголя, важно отметить, что они проходят несколько стадий осознания проблемы и на первой вообще ее не видят, им кажется, что все в порядке, поэтому никакие варианты помощи не будут полезны.
Чтобы помочь человеку с зависимостью, нужно задавать вопросы: что привело к ситуации? как было раньше? что произошло?
Когда человек осознает свою проблему, он отвечает на следующий круг вопросов: как бы вы хотели ее решить? как должна выглядеть ваша жизнь? И тогда он решает сам, что ему нужно, что он возьмет в работу.
Само лечение — только полдела, потом наступает так называемый постабстинентный синдром. Человек, прошедший реабилитацию, переживает высокий уровень стресса, испытывает постоянную тревогу, и это отражается на отношениях с близкими, когда они могут сказать: «Лучше бы пил!» А ему часто просто нечем заменить алкоголь в борьбе со стрессом. Поэтому о ремиссии можно говорить только после трех лет. В течение этих трех лет мы имеем дело с профилактикой срывов — помогаем почувствовать этот момент балансирования на грани, найти ресурсное занятие, планировать каждый день борьбы.
Технология «Волшебная палочка»: представьте себе, вы проснулись, а проблемы нет, как выглядит ваша жизнь?
Наша цель и роль — задавать своевременные вопросы, родитель должен сам принять решение и выбрать нужный путь преодоления зависимости. Еще мы можем вспомнить, каково ему было в роли ребенка зависимого родителя. Это тоже помогает.
Человек начинает в себя верить, когда ему перестают транслировать, что он плохой. Нужно отделять вредные привычки и даже зависимость от личности в целом. Не «Я плохой», а «Моя жизнь пошла не по тому пути».
Важно опираться на свои сильные стороны, а они есть у любого. И еще очень актуален поиск поддерживающего окружения, если его нет, то поддержку можно получить среди членов общества анонимных алкоголиков.
Конечно, специалисты проекта «В домике» всегда оценивают, насколько безопасно находиться ребенку в семье. И только сам человек может решить бросить пить, никто не в силах заставить его. Но нигде и никогда детям не будет лучше, чем с родными родителями, которые любят и заботятся о них. Даже если это не самая богатая и успешная семья на свете. Главное — чтобы человек почувствовал поддержку в трудный момент.
Как поддержать зависимого родителя и помочь детям остаться в родной семье
Команда «В домике» работает над созданием системы профилактики социального сиротства, которая сделает ненужными детские дома. Чтобы это случилось, нужно внедрить технологии поддержки родителей, способных к ответственной заботе о детях. Такой подход уже сейчас использует Служба сохранения семей, работающая в команде проекта, и вы тоже можете помочь!
Мамы любят своих детей и поэтому заботятся о них, мы с вами заботимся о детях и поэтому их любим. Подключите ежемесячный платеж в пользу проекта «В домике» на странице проекта, тогда дети будут чувствовать вашу заботу постоянно. А команда проекта с радостью будем держать вас лично в курсе тех чудес, которые произошли благодаря вам.