Главная Новости Олег Пальмов: «Ребёнок может вырасти сиротой и в семье»

Олег Пальмов: «Ребёнок может вырасти сиротой и в семье»

В Перми состоялся третий семинар для участников проекта «В домике». Ведущим семинара вновь стал Олег Игоревич Пальмов — кандидат психологических наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ. Занятия включали в себя теоретическую и практическую подготовку воспитателей и психологов, работающих в центрах помощи детям и доме ребёнка с малышами.

«В раннем возрасте — до трёх-четырёх лет — у абсолютно каждого ребёнка есть потребность в постоянном, стабильном, отзывчивом близком взрослом. Этот взрослый человек, чаще всего мама или человек, замещающий маму, сопровождает психическое развитие ребёнка», — считает Олег Игоревич.

В учреждении таким «близким взрослым» оказываются воспитатели, психологи и медицинские сестры. Именно с ними велось обсуждение базовых потребностей детей младшего возраста. На семинаре присутствовали специалисты центров помощи детям Кудымкара, Перми, Чайковского, Соликамска, к ним присоединились сотрудники фондов «Дедморозим» и «Солнечный круг».

Для воспитателей из младших групп ЦПД оказалось важным обсудить самые напряжённые моменты дня: пробуждение, время кормления, выхода на прогулку и т.д. Именно в эти моменты нужно быть особенно внимательным к потребностям ребёнка и его реакциям. Впрочем, особый подход к малышам в учреждении нужен всегда.

«Конечно, у детей в учреждениях многое иначе. Самое страшное, если ребёнок получает дополнительную травму, попадая в учреждение. Он только что покинул семью, где не был любим, и сразу попал в жернова учреждения. Дабл-травма только усилит и без того глубокие проблемы. Если же условия будут другими, то у ребёнка появится шанс получить позитивный или даже терапевтический опыт», — уверен Олег Игоревич.

Подробно рассматривались базовые потребности детей младшего возраста: уважение, любовь, границы, радость, активность, самостоятельность. Для малышей, воспитывающихся без родителей, не менее важно, чтобы их личные границы соблюдались, чтобы их уважали, любили, чтобы они могли быть самостоятельными там, где они уже готовы. Участники семинара делились опытом и наблюдениями, чтобы в будущем не допускать ошибок, которые могут негативно сказаться на малышах.

«Учреждение должно отвечать на базовые потребности ребёнка. Всё это даст ему лучшие перспективы в развитии в семье, в которую он попадёт в будущем, в отношении к себе, научит его механизмам саморегуляции и позволит быть социально активным и адаптивным ребёнком», — прокомментировал базовые потребности детей эксперт.

Впрочем, в первую очередь важно не то, где воспитывается ребёнок, а качество его воспитания. Олег Игоревич и его коллеги допускают, что ребёнок может вырасти сиротой и в семье.

«Говоря о детях, которые живут со своими биологическими родителями, я использую в нашей беседе слово «сирота» применительно к случаям крайнего пренебрежения к потребностям детей со стороны взрослых. Если родители глубоко травмированы собственным негативным опытом, и вследствие их поведения психическое и физическое здоровье ребёнка постоянно подвергается опасности, то семейные дети по своим характеристикам будут похожи на детей, которые лишены родительского попечения и воспитываются в учреждении. Сиротой ребёнок может вырасти и в семье. Конечно, у ребёнка из семьи может быть шире кругозор, лучше развиты бытовые навыки, но некоторые области их развития, как ни странно, могут быть хуже по сравнению с показателями развития детей из качественного учреждения. Поверьте, я не пропагандирую детские дома и дома ребёнка, т.к. дети должны жить в семье. Я обозначаю проблему: некоторые семьи наносят ребёнку глубокую травму, некоторые учреждения помогают ребёнку развиваться. Мы как раз и занимаемся развитием системы ранней помощи и программами поддержки семей в кризисной ситуации, но наряду с этим мы помогаем учреждениям (домам ребёнка, центрам содействия семейному воспитанию) создавать условия, в которых ребёнку будет хорошо, где он сможет развиваться и получать опыт, который поможет ему адаптироваться в семье и обществе».

Подробнее о базовых потребностях, выделяемых психологами и специалистами по работе с детьми младшего возраста, читайте по ссылке.

Поделиться чудом
Поделитесь этой историей в социальных сетях
Комментарии

Оставить комментарий:

Отчёты в делах
Отчёт по чудесам за сентябрь 2024 Отчёт по чудесам за сентябрь 2024
07.10.2024
Собрали главные цифры и события, которым вы помогли свершиться в сентябре
Пермяки с тяжёлыми заболеваниями впервые получили лечебное питание за счёт бюджета Пермяки с тяжёлыми заболеваниями впервые получили лечебное питание за счёт бюджета
30.09.2024
Пермский край стал одним их первых регионов РФ, где взрослые получают лечебное питание, необходимое для сохранения жизни
Чудо в 13 лет: девочка, которую пермяки спасали от опухолей в голове, начала читать и писать Чудо в 13 лет: девочка, которую пермяки спасали от опухолей в голове, начала читать и писать
18.09.2024
Шесть лет терапии, три операции и поддержка команды «Дедморозим» сотворили чудо.
«Это одновременно психушка и тюрьма», –  пермяк, ставший свободным в 27 лет «Это одновременно психушка и тюрьма», – пермяк, ставший свободным в 27 лет
11.09.2024
Сейчас Игорю 27. Когда мама отказалась от мальчика с ДЦП, он попал в заложники.
«Дедморозим» — это вы
Подписаться на рассылку
Стать волонтёром
Заполнить анкету
Стать партнером
Подробнее
Сделать пожертвование
Оплатить чудо